Мелатонин – гормон сна и молодости

Мелатонин – это гормон, регулирующий множество процессов в нашем организме, в том числе биологические ритмы.

Основная часть мелатонина вырабатывается эпифизом – шишковидной железой, расположенной в головном мозге.

Большая часть мелатонина вырабатывается в эпифизе

Эпифиз производит разное количество мелатонина в зависимости от интенсивности освещения – увеличивает синтез ночью и уменьшает днём.

Но помимо шишковидной железы «гормон сна» в небольших количествах продуцируют клетки других органов и систем – желудочного тракта, почек, сетчатки, тимуса, половых желез. Выработка мелатонина в этих органах не зависит от степени освещенности.

Эффекты мелатонина

В организме гормон мелатонин выполняет множество важных функций:

• Регуляция циркадных ритмов. Основная задача мелатонина — налаживание биоритмов сна-бодрствования. Осуществляется это за счет суточных колебаний синтеза мелатонина. Однако, исследования показали, что мелатонин не оказывает прямой снотворный эффект, а лишь тормозит бодрствование. Так мелатонин постепенно подготавливает организм к ночному отдыху, не нарушая нормальные физиологические процессы. Это даёт таблеткам мелатонина значительное преимущество над любыми другими снотворными препаратами.
  • Стимуляция иммунитета. Мелатонин воздействует на тимус, который увеличивает выработку Т-лимфоцитов – важного звена иммунной системы.
  • Антиоксидантный эффект. На данный момент мелатонин является одним из самых активных антиоксидантов, известных науке. Известно, что уменьшение количества свободных радикалов позволяет сохранять здоровье и молодость. Так же интересен факт, что два антиоксиданта – мелатонин и витамин Е вместе оказывают большую защиту клеток от свободных радикалов, чем по отдельности.
  • Противоопухолевая защита. Существуют исследования, указывающие на связь недостатка мелатонина с развитием некоторых видов злокачественных опухолей, в частности, меланомы и рака молочной железы.
  • Регулирует пигментный обмен. Являясь антагонистом меланоцитстимулирующего гормона, мелатонин препятствует образованию пигмента в коже.
  • Тормозит функцию половых желез.

Недостаток мелатонина

Длительный недостаток мелатонина в организме может приводить к бессоннице и депрессии.

Так как даже искусственный свет препятствует выработке мелатонина в достаточном количестве, рекомендуется заранее готовиться ко сну – использовать приглушенное освещение, заранее отключать телевизор и ноутбук, а также не пользоваться смартфоном перед сном. Свет от экранов перечисленных приборов препятствует повышению уровня мелатонина, что усложняет засыпание.

Так же для глубокого сна важно, чтобы в спальне было максимально темно. Людям, работающим посменно, рекомендуется закрывать окна очень плотными гардинами или пользоваться маской для сна.

Возрастные изменения

С возрастом шишковидная железа уменьшается в объеме и уровень продуцируемых ею гормонов снижается. Это является одной из частых причин бессонницы и других нарушений сна у пожилых людей.

Показания к применению мелатонина в таблетках

Маска для сна способствует выработке мелатонина

Мелатонин рекомендуется людям, страдающим от недостатка мелатонина, а также пациентам с кратковременной бессонницей, вызванной сбоем циклов сон-бодрствование. Десинхронизация циркадных ритмов наблюдается у людей со сменным графиком работы, путешественников, пересекающих несколько часовых поясов, а также при так называемой бессоннице выходного дня.

Мелатонин отлично справится с джет лагом

Jet lag (джет лаг или синдром смены часового пояса) – комплекс симптомов, возникающий при быстром пересечении часовых поясов. Циркадные ритмы при этом сбиваются и человек не в состоянии быстро перестроить свой режим. Это проявляется дневной сонливостью, невозможностью уснуть вечером, частыми пробуждениями, усталостью. Чтобы избежать джет лага, рекомендуется начать принимать мелатонин в таблетках за сутки до перелёта и продолжать в течение 3-5 дней после него.

Привыкание

Приём мелатонина безопасен и не вызывает физического привыкания. Разумеется, длительный приём препарата должен быть рекомендован врачом. Бессонница может быть вызвана не только недостатком гормона сна, но и множеством других причин. Поэтому при самолечении можно запустить основное заболевание, вызвавшее нарушение сна.

Передозировка мелатонином

Мелатонин не накапливается в тканях и быстро выводится из организма, поэтому передозировка маловероятна. В случае приёма доз, превышающих рекомендованные, происходит усиление побочных эффектов – головной боли, тошноты, рвоты и диареи.

Какие препараты содержат мелатонин

В качестве действующего вещества мелатонин содержится в препаратах под торговыми марками: Мелаксен, Соннован, Меларена, Меларитм, а также в таблетках пролонгированного действия Циркадин.

Мелатонин – уникальное и безопасное средство, не имеющее аналогов. В отличие от снотворных, препараты с мелатонином не нарушают естественную структуру сна и не вызывают неприятные ощущения после пробуждения.

Однако перед приёмом даже такого безопасного средства как мелатонин, следует внимательно изучить инструкцию и обратиться за консультацией к врачу-сомнологу.

Вы можете записаться на приём к специалисту Записаться на прием

Вы можете задать вопрос специалисту Задать вопрос

Подписаться на статьи

Оценить статью